Обретение Россией военно-морского флота в Крыму. Момент истории
Создать флот на Чёрном море мечтал первый русский император Пётр I, но воплотить это в реальность в 1783 году смогла только Екатерина Великая после присоединения Крыма к Российской империи.
Содержание статьи:
Именно с этого года идёт отсчёт истории российского военно-морского флота в Крыму.
Подходящий момент
Война с Турцией в 1773 году шла уже более четырёх лет. В кампаниях Россия добилась блестящих военных успехов и на суше, и на море. Русская армия, разгромив османские войска при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле, а также взяв Бендеры, контролировала левый берег Дуная и держала в своих руках стратегическую инициативу.
Русский военно-морской флот доминировал в Средиземном море. Его корабли блокировали побережье Греции. Победоносные адмиралы разгромили турок при Чесме, Патрасе и Дамиетах, вели блокаду Дарданелл и боролись с турецкой морской торговлей. Из «Екатерининского гнезда» выросли военачальники, ставшие грозными российскими адмиралами.
В 1771 году при поддержке вновь созданной Азовской флотилии русские войска постепенно завоёвывали Крымский полуостров, русская флотилия вышла в Чёрное море. Никогда силы турецкой империи так не были подорваны, её вооружённые силы серьёзно ослаблены и распылены. Тем не менее мирные переговоры, продолжавшиеся с июля 1772-го по март 1773 года в Фокшанах и Бухаресте, сорвались.
Османская империя ни за что не хотела признавать независимости Крыма, передачи крепости в Керчи и прав Российского государства на Чёрное море. Екатерине II стало ясно, что только новыми победами можно будет сломить упорство турок.
Это же планировали султанские стратеги в Константинополе, понимая, что ни в Архипелаге, ни на Дунае большого успеха им ожидать не приходится. Тяжёлыми потерями стали утрата Крыма и монопольного права на море. Теперь турки решили попытаться вернуть всё это. Ситуация благоприятствовала. Турецкий военно-морской флот имел подавляющее превосходство над Азовской флотилией, русских войск в Крыму было немного.
В этом году для русских стал главным Черноморско-крымский театр военных действий. При протяжённой и сложной береговой линии полуострова и ожидаемом десанте турок в Крым роль флотилии адмирала Алексея Наумовича Сенявина становилась весьма значимой.
Пакет, полученный из столицы, приказал адмиралу иметь основное направление: пресекать попытки османского флота высаживать десанты на побережье Крыма, Таманского полуострова и проникать в Азовское море, а также охранять крымские берега и грузовые перевозки для сухопутных войск.
К 1773 году в составе Азовской флотилии находились 32-пушечный фрегат «Первый», 11 разных кораблей, три бота, пять транспортных судов. Большинство русских боевых кораблей зимовали в Керченском проливе, а транспорты находились в Таганроге, где была расположена главная база флотилии.
Турецкий флот мог задействовать в бою большие силы. Его база находилась в Константинополе, где русская разведка насчитывала девять линейных кораблей и огромное количество «со множеством тартан, шебек, малых судов». Такое соотношение по числу кораблей, их вооружению и экипажам давало османскому флоту значительное превосходство над русским.
Получив сведения о подготовке турками высадки десанта в Крыму, командующий 2-й армией Василий Михайлович Долгоруков дважды писал об этом в Петербург, предупреждал, что противник собирает силы.
Но самое главное – пока было бы оповещено командование, пока войска в условиях горного Крыма начали бы выдвижение – противник мог спокойно высадиться и укрепиться.
«Русский» голландец
В мае успешно действовал у Кафы отряд капитана 2-го ранга Яна Хендрика ван Кинсбергена. Его флагманский корабль «Таганрог» пришлось ремонтировать в июне, но моряки сумели в короткое время починить корабль.
Мало кто помнит этого «русского» голландца, ещё в 1773 году одержавшего победы у берегов Крыма. Он стал воином, можно сказать, с пелёнок и в 1771 году перешёл на русскую службу капитаном 2-го ранга.
Ему было поручено командование двумя небольшими судами – «Корона» и «Таганрог», на вооружении которых было всего по 16 пушек. С этим отрядом ему поручили также крейсерство вдоль крымских берегов – между Феодосией и Балаклавой.
17 июня «Таганрог» был готов к продолжению действий и вышел на рейд Балаклавы. Ян Кинсберген вернул на него свой вымпел и стал готовиться к выходу в море. Но налетевший шторм задержал русских на Балаклавском рейде до 21 июня. В этот день пришло сообщение, что береговые казачьи пикеты видели в море судно. 22 июня Кинсберген с «Таганрогом» и «Короной» вышел в море.
На рассвете 23 числа с востока неожиданно нашёл густой туман, «которым прикрыло весь Крымский берег». Но когда он рассеялся, с «Короны» увидели идущий корабль.
Я. Х. Кинсберген приказал обоим своим кораблям взять курс навстречу противнику. Корабли «Корона» и «Таганрог» пошли к нему. По мере сближения были рассмотрены один за другим силуэты четырёх трехмачтовых кораблей, а затем и определены их классы: перед русским отрядом находились три линейных корабля и одна шебека. Это были турки, которые имели 181 орудие против 32 русских.
Османские корабли активно атаковали два русских корабля, используя выгодное для них направление ветра. Но Я. Х. Кинсберген не желал отходить. Его суда продолжили сближение с противником. Завязалась ожесточённая артиллерийская дуэль.
…Не зря русские адмиралы хорошо учили своих корабельных артиллеристов. Огонь русских пушек был настолько эффективен, что турки не выдержали и ушли в море на потрёпанных в бою судах.
Сражение, решившее судьбу флота
Кинсберген с близкого расстояния стал прицельно бить по палубам, где размещался десант, и палубы стали красными от крови османских пехотинцев. Турки попытались дать отпор, но, маневрируя, два русских корабля смогли избежать охвата, а экипаж «Короны» ружейными залпами отбил попытку турок пойти на абордаж.
Османские корабли получили серьёзные повреждения. Русские участники боя отметили, что через разбитый на одном из вражеских судов борт в море скатилась пушка. Бой длился шесть часов. Турки поспешили убраться. Неустрашимый Я. Х. Кинсберген пустился в погоню, но, как сам впоследствии выразился: «легче было поймать луну, нежели догнать парусные суда с моими двумя плоскодонными машинами. Если бы у меня был фрегат, то у Ея Величества было бы двумя кораблями более».
Как бы фиксируя победу и ожидая возможное возвращение вражеских кораблей, «Корона» и «Таганрог» всю ночь пролежали в дрейфе. Турки больше не появлялись, и 25 июня русская эскадра вернулась в Балаклавскую бухту.
В рапорте Я. Х. Кинсберген писал: «Справедливость требует от меня достойного засвидетельствования о мужественной храбрости гг. командовавших означенными кораблями и прочих бывших под командою их обер-офицеров. …Честь этого боя следует приписать храбрости войск; с такими молодцами… я выгнал бы и чёрта из ада».
Победа принесла Кинсбергену всероссийскую славу. Командующий Крымской армией В. М. Долгоруков лично поздравил его с победой. Екатерина II наградила героя орденом Святого Георгия 4-й степени.
Балаклавский бой стал самой первой победой русских моряков в Чёрном море. Победа молодого азовского флота уже вскоре станет предпосылкой к созданию славного Черноморского военно-морского флота.
Отныне турки не смогли высадить десанты в Крыму, потерпев серьёзное моральное поражение. После боя у Балаклавы османы не отваживались на открытые атаки русских судов.
Победа флота у Балаклавы в 1773 году помогла заложить основу для упрочения русского присутствия в Крыму и для дальнейшего освобождения полуострова от турецкого господства.
Сергей ЧЕННЫК
На основе источника «Материалы для истории русского флота». Ч. 6. СПб., 1877 г.
Отзывы